“Святой Павел” – 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота.
Первый линейный корабль, построенный в Николаеве. Название дано императором Павлом I 17 августа 1797 г. Название до этого периода неизвестно.
Корабль строился на Николаевском адмиралтействе с 20 ноября 1791 г. по 9 августа 1794 г. Строители С. И. Афанасьев и А. П. Соколов.
Характеристики: длина – 54,86 м; ширина – 15,24 м; осадка – 6,25.
Количество орудий: 82; 84; 90.
Вооружение к 1792 г. – нижний дек: 13 – 30-фн пушек, 11 – 24-фн чугунных пушек и 2 – 1-пуд. «единорога»; верхний дек: 24 – 12-фн чугунные пушки, 2 – 1/2-пуд. медных «единорога»; шканцы и бак: 16 – 6-фн чугунных пушек, 2 – 18-фн «единорога».
К 1798 г. – нижний дек: 24 – 36-фн пушки и 6 – 1-пуд. «единорогов»; верхний дек: 26 – 24-фн пушек и 4 – 1-пуд. «единорога»; шканцы и бак: 22 – 6-фн пушки.
К 1799 г. – на шканцах и баке: 8 – ‘/2-фн медных пушек, 1 – 4,5-фн чугунная пушка, 2 – 53-фн медных гаубицы, 2 – 53-фн медных мортиры.
Экипаж: 813/875 чел.
Командиры: И.Я. Перри (1797 г.), Ф.П. Лелли (до июль 1798), Е.П. Сарандинаки (с июля 1798 по 1800 г.), К.А. Герамуцо (1804 – 1805, 1809 гг.).
Двухдечный, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.
Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.
Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.
Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».
Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма – черного цвета. Герб и название – бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон – белые. Гакобортные фонари – бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ф. Ф. Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки – темного дерева. Боканцы и фальшборт юта – белые. Фальшборт от бака до юта – черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи – желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах – бронзовые. Марсы и салинги – натуральное темное дерево. Палуба – светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол – бронзовый. Лафеты пушек – темного дерева, стволы орудий – часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток – белого цвета. Флагштоки стеньг – белые. Руль – некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты – железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева – не очень темного цвета. Ставни орудийных портов – черные. Решетка княвдигеда покрыта позолотой. Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы – черные. Якорей адмиралтейских – четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками. Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, – черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения. На корабле двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.
В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова выходил в практические плавания в Черное море.
Участвовал в проводимых испытаниях с 30 апреля по 3 мая 1798 г. (вместе с кораблями”Св. Петр”, “Св. Захарий и Елисавет”, “Св. Троица”, “Богоявление Господне”). Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А. С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у “Св. Троицы”, чуть лучше – у “Богоявлении Господня” и “Св. Павла”.
Участвовал в войне с Францией 1798 – 1800 гг.
31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І от 24 декабря 1799 г. прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу.
26 октября 1800 г. прибыл в Севастополь. В июле 1801 г. перешел из Севастополя в Николаев, где тимберовался в течение трех лет.
29 августа 1804 г. пришел из Николаева в Севастополь.
2 ноября 1804 г., приняв на борт 1095 солдат, вышел из Севастополя для доставки их на Корфу. Из-за густого тумана 6 ноября 1804 г. не смог войти в пр-в Босфор и стал на якорь. Во время сильного шторма были сломаны грот- и бизань-
мачты, фор-стеньга и руль, из-за сильных повреждений корпуса вода стала поступать в трюм. Ветром корабль понесло к берегу, он с трудом удержался на двух якорях.
13 ноября 1804 г. турецкими гребными судами приведен в Буюк-дере, где с 5 января по 28 февраля 1805 ремонтировался в доке.
12 мая 1805 г. вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, использовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Севастополе.