Обзор реконструкций фрегата «Святой Николай»
29 Мая 1789 года Светлейший князь Потемкин Григорий Александрович своим ордером корабельному мастеру обер-интенданту Афанасьеву приказал: «К прибытию моему изготовьте проект корабля сорокашести пушечного, в самых лучших пропорциях, чтобы нижняя батарея состояла из двадцатичетырех фунтовых, на баках и шканцах восемьнадцатифунтовых, включая тут по два картаульных единорога на сторону, да и на деке по два же поставить, юнг так укрепить, чтобы можно было поставить каронады. Все орудия будут медныя; ежели нужно, то длину и ширину можете прибывать…». Позже этот корабль назовут – «Святой Николай», ставший теперь символом нашего города.
Каким же был фрегат «Святой Николай»? В РГАВМФ сохранился теоретический чертеж этого корабля (рис. 1 и рис. 2), датированный 1789 годом [1]. В известном справочнике Веселаго [2] приводятся следующие тактико-технические данные:
Длина – 150 футов (45,75 м)
Ширина – 42 ½ футов (12,96 м)
Глубина интрюма – 15 футов (4,57 м)
Количество орудий – 50/46
Spoiler
Рисунок 1 – Проекция Корпус 46-пушечного фрегата. В работе Гребенщиковой [1] идентифицируется как часть теоретического чертежа фрегата “Святой Николай»
Spoiler
Рисунок 2 – Проекции Бок и Полуширота фрегата “Святой Николай»
Spoiler
Spoiler
Рисунок 3 – Элементы реконструкции фрегата «Святой Николай» из журнала «Моделист-Конструктор» [3]
Spoiler
Spoiler
Рисунок 4 – Модель фрегата «Святой Николай»
Spoiler
Spoiler
Spoiler
Рисунок 7 – Общий вид фрегата «Св. Николай»
(порты закрытых батарей зачернены, а открытых — светлые)
Spoiler
Рисунок 8 – Эскизы рангоута и парусности:
а — грот-мачта; б — фок-мачта; в — бизань-мачта
Spoiler
Spoiler
Spoiler
Spoiler
Рисунок 9 – Модель фрегата «Святой Николай»