Это судно водоизмещением 1530 т было построено в Англии в 1637 году и впервые в истории судостроения имело три батарейные палубы. На его постройку потребовалось 4000 сосновых стволов. По мощи корабль оправдывал свое название «Владыка морей»: на палубах находилось 104 орудия. Размеры его также были внушительными: длина киля 38,7 м, орудийной палубы 52,7 м, наибольшая длина 71 м, ширина 14,2 м, глубина трюма 5,9 м, максимальная осадка 6,75 м. Судно неоднократно реконструировалось и меняло свой внешний облик: были уменьшены кормовые надстройки, укорочены бак и кормовая полупалуба, значительно изменен такелаж, убрана четвертая, так называемая бонавентур-мачта. Общая площадь парусности подвергалась дальнейшему дроблению до четвертого яруса - бом-брам-реи. Судно отличалось богатым убранством, и его по праву считают образцом военного корабля XVII века.
Spoiler
История
Kорабль построен Финеасом Петтом (Phineas Pett) в Англии, в Вулвиче в 1637 году.
Размерения: 127' x 46.6' x 19.4' , водоизмещение 1522 т. Вооружение: 102 орудия.
Впервые в истории судостроения имело три батарейные палубы, расположенные одна над другой.
Xудожественное оформление корабля было разработано Томасом Хейвудом и выполнено Джоном и Маттиасом Крисмасом за общую сумму 6691 фунтов.
Выше ватерлинии он был окрашен лишь в два цвета - черный и золотой. Весь орнамент и богатейшие украшения, носовая фигура и резьба были выложены настоящим золотом! Это привело корабль к прозвищу «Золотой дьявол». Вражеские моряки (а этот корабль активно участвовал в боевых действиях против голландского флота) прозвали этого гиганта «Золотой смертью».
середине XVII в. в Англии обращается большое внимание на развитие военного флота и усовершенствование кораблей. Сэр Уолтер Ралей в своих сочинениях по морскому делу доказывает, что единственным защитником страны от внешнего нашествия является сильный и хорошо оснащенный флот. В области кораблестроения он и другие современники отмечают улучшение очертаний корабля и парусности его, подъем повыше от воды нижних пушечных портов, введение шпилей для подъема якорей и усовершенствованных помп для откачки воды из трюма, покрытие подводной части корабля медными листами для предохранения от обрастания. Созывались комиссии для установления необходимых улучшений в постройке кораблей. Они выносили следующие заключения:
Spoiler
1) по мнению лучших строителей, длина корабля по килю (длина по ватерлинии была на несколько метров больше вследствие подъема носовой части) должна равняться трем ширинам, а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м;
2) тяжелые надстройки хотя и способствуют красоте корабля, но, как перегружающие его и ухудшающие маневренность, должны быть сокращены (наверное, тут не последнюю роль сыграл «оверкиль» злосчастной шведской «Васы» — Авт.);
3) на крупных кораблях следует иметь 3 палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;
4) палубы должны быть непрерывными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшить этим крепости корабля.
Результатом всех этих соображений явилась постройка по приказу короля Карла I корабля «Соверин оф де Сиз» (другое его название - «Повелитель морей»).
Корабль был спроектирован и построен главным кораблестроителем английского флота Финеасом Петтом и сошел со стапеля в 1637г. с верфей в городе Вулриче (на Темзе). Многие рассматривают этот корабль как вершину кораблестроительного искусства своего времени. Стоимость его была огромна, он был примерно в десять раз дороже среднего 40-пушечного фрегата инжектора. Впервые в истории судостроения корабль имел три батарейные палубы, расположенные одна над другой. Художественное оформление было разработано Томасом Хейвудом и выполнено Джоном и Маттиасом Крисмасом за общую сумму 6691 фунтов.
Выше ватерлинии он был окрашен лишь в два цвета - черный и золотой. Весь орнамент и богатейшие украшения, носовая фигура и резьба были выложены настоящим золотом! Это привело корабль к прозвищу «Золотой дьявол». Вражеские моряки (а этот корабль активно участвовал в боевых действиях против голландского флота) прозвали этого гиганта «Золотой смертью».
«Повелитель морей» был выкрашен черной краской с золотыми скульптурными украшениями.
Это судно неоднократно реконструировалось и меняло свой внешний облик: были уменьшены кормовые надстройки, укорочены бак и кормовая полу палуба, значительно изменен такелаж, убрана четвертая, так называемая бонавентур-мачта. Общая площадь парусности подвергалась дальнейшему дроблению до четвертого яруса — бом-брам-реи.
Корабль этот участвовал в англо-голландских войнах, и в 1696 г. сгорел во время ремонта от случайного пожара. Многолетняя служба этого корабля свидетельствует о его прочности; он был построен из дуба, в других же странах корабли строили большей частью из сосны. Палубы шли ровно, без перерывов и уступов, как это имело место ранее, что придавало кораблю солидную крепость.
Вооружение:
Первоначально было запланировано 90 пушек ценой 20.592 ф.ст., но это количество было увеличено до 102, когда Король посетил корабль 7 декабря 1638 года. Сметная себестоимость нового вооружения была 24.447 ф.ст. 8 ш. 8 п., к которым было добавлено 1700 ф.ст.
Нижняя палуба
Надводный борт 20 пушек (дрейки)
Корма 4 малые пушки
Нос 2 малые пушки
Передняя шкаторина 2 малые пушки
Средняя палуба
Надводный борт 24 кулеврины
Корма 4 кулеврины
Нос 2 кулеврины
Верхняя палуба
Надводный борт 24 малые кулеврины
Корма 2 малые кулеврины
Нос 2 малые кулеврины
Квартердек 6 малых кулеврин
Полубак 8 малых кулеврин
2 кулеврины
Корма 2 малые кулеврины
Этапы большого пути
21 декабря 1634
Проект представлен в форме модели и был показан Финеасом Петтом королю. Первоначальные размеры : длина по килю 124 фута , ширина 46 футов, и осадка 22 фута.
7 апреля 1635
В обсуждениях между Адмиралом сэром Джоном Пеннингтоном, Вице-адмиралом сэром Робертом Манселлом, и Финеасом Петтом предложенный проект был пересмотрен на новые размерения: длина киля 127 футов, ширина 46 футов и 2 дюйма.
17 апреля 1635
Проект снова изменили, киль был укорочен на один фут и ширина была увеличена на четыре дюйма.
21 декабря 1635
Произведена закладка киля корабля в Вулвиче.
25 сентября 1637
Первая попытка спуска корабля потерпела неудачу.
14 октября 1637
Корабль спущен на воду.
12 июля 1638
Корабль подготовлен к морским испытаниям.
1651
Надстройка была уменьшена в высоте, и удалены кормовые брамсели.
28 сентября 1652
Участвовал в сражении Kentish Knock и получил серьезные повреждения. Оставшуюся часть Первой Датской войны провел в гавани.
1659-1660
Перестроен на судоверфи города Чатхем главным судосборщиком Джоном Тейлором.
1660
Переименован в Royal Sovereign при перестройке.
1-4 июня 1666
Уччаствовал в Четырехдневном сражении против датского флота.
25 июля 1666
Участвовал в сражении День святого Джеймса.
1672
Участвовал в сражении при Текселе против датского флота.
1673 August 11
Участвовал в сражении при Солебей против датского флота.
1685
Перестроен на судоверфи города Чатхем мастером Джоном Ли. Киль удлиннен до 131 фута и увеличена ширина до 48 футов. Оригинальное носовое украшение в виде лошади было заменено изображением льва.
30 июня 1690
Участвовал в сражении при Beachy Head против французского флота.
19 мая 1692
Участвовал в сражении при Барфле против французского флота.
27 января 1696
Случайно сгорел при пожаре в Чатхейме